Книга «Пугачев и капитанская дочка»

 

 

В романе «Капитанская дочка» образ казака Емельяна Пугачева у А. С. Пушкина получился больше художественным, чем историческим. Каким был по правде Пугачев и в чем настоящие причины крестьянских войн и почему Пушкин начинает свой роман с русской народной пословицы, можно узнать в книге «Емельян Пугачев и капитанская дочка».

«… О том, что Емельяна Пугачева не казнили поведал мне один казак. Сказывал он, что вместо Емельяна за него муки принял другой казак, выдавший себя за Пугачева, чтобы спасти атамана. Дело в том, что казаки своих не выдают, у них круговая порука намного сильнее даже, чем у старообрядцев. Попробуйте начать судить уважаемого старообрядческого попа и тут же, сразу найдется человек из его духовных чад, готовый взять его вину на себя и вся община будет свидетельствовать в защиту своего попа даже не вникая в суть дела, а только лишь для того, чтобы выгородить своего и спасти. Так же и для казаков было немыслимое дело выдать своего избранного атамана врагам. Казаки это не сбившиеся в шайки преступники, как их любили представлять во время правления династии Романовых, а настоящее войско Христово живущее по своим внутренним правилам основанным на заповедях Христа. Представители же правительства Екатерины II для староверов выступали слугами антихриста и выдать им казака означало тоже самое, что отдать его в руки сатане, на такой грех никто бы не пошел. Только если бы сам атаман по своей доброй воле захотел пожертвовать собой в обмен на жизни людей — положить душу свою за други своя, то тогда только было бы возможно его пленение. И за что казнить хотели его? За то, что он якобы выдавал себя за царя. Как Христа, когда казнили на титле написали: «Царь», так и над атамоном такое же обвинение зачитали: «Царь»…»

Добавить комментарий