Причины рабского мировосприятия людей в России

 

Константин Трутовский. Отдых помещика.

Крепостное право оставило неизгладимый след в истории России, который до сих пор можно разглядеть в поведении некоторых людей. В тех областях Российской Империи, где крепостное право долгое время существовало в обществе, там у людей со временем сформировался особый тип характера, который помогал выживать в поставленных условиях. Основные его черты — это приспособленчество и самодурство. 

И феодалы и зависимые крепостные крестьяне имели на себе отпечаток влияния крепостного права. Известно, что и рабовладелец и раб находятся в созависимых отношениях и имеют в себе признаки трансформации личности. Крепостной крестьянин находится в более тяжелом положении и у него развивается комплекс неполноценности, но и рабовладелец тоже имеет черты изменения личности, такие как самодурство, которое происходит от вседозволенности. И раб и рабовладелец — теряют реальное восприятие мира вживаясь каждый в свои роли.

К тому же, на закабаленных территориях проводилась селекция людей, когда всех непокорных ссылали, люди сами убегали, от чего даже примеров свободного поведения человека трудно было и встретить. Над феодалами повелевал царь, над крепостными феодалы. Помещик был в праве бить людей, продавать, забивать их до смерти, ссылать по своей прихоти, а крепостные не имели права даже написать жалобу на самодура. Так, на помещицу Салтыкову, которая пытала и убивала своих крепостных крестьян жалобы пострадавших не принимались, а жалобщиков самих и наказывали. И только спустя долгое время в 1762 году удалось передать жалобу императрице Екатерине II.  В свою очередь царь имел право ссылать самих феодалов, лишать их имущества или наоборот жаловать имением.

Даже после отмены крепостного права по указу царя Александра II в 1861 году, рабское мышление сохранилось в обществе. За века существования рабской созависимости выделились два основных типа характера — рабовладелец и раб. Да так, что рабы уже сами себе придумывают рабовладельцев, а рабовладельцы создают рабов. Эти социальные роли могли между собой меняться, но суть оставалась одной — ты или раб или рабовладелец.

Насилие порождает насилие, борьба за власть — делает человека жестоким. В обществе, где одни не имеют никаких прав, а другие упиваются властью, возникают такие отношения, при которых единственно важным становится факт принадлежности к властной иерархии, возникают сословия и почти отсутствует социальный лифт. В таких условия личностный рост человека затруднителен. Свобода становиться пугающей, человек привыкший к полному подчинению, боится свободы и чувствует себя неспособным к индивидуальной деятельности. Человек же привыкший к управлению рабами, может потерять контроль над реальностью, стать самодуром и погрузиться в какую либо необузданную страсть, а так же он становиться беспомощным без своих рабов к которым он привык.

Элементы рабства существовали на Руси и до крепостного права, об этом свидетельствует сборник правовых норм «Русская Правда», где имелись отдельные виды наказаний для разных сословий. Низшие, зависимые сословия были менее защищены и им полагались меньшие компенсации за причиненный ущерб.

В скрытом виде рабство существовало и в Советском Союзе. Люди осужденные на большой срок по абстрактным обвинениям и помещенные в лагеря Гулага ничем не отличались от рабов. Так же существовали негласные сословные градации в обществе и привилегии.

Как проверить есть ли у вас элементы рабского мировосприятия?

Подумайте, хотите ли вы иметь рабов? Иметь в своем подчинении людей, которые беспрекословно слушаются вас? Мечтаете ли вы использовать людей в своих интересах? Если да, то у вас существует элемент рабского мировосприятия, потому, что всякий раб хочет стать повелителем.

Считаете ли вы, что какие либо люди, или группы людей не имеют право на уважение в силу своего происхождения или социального статуса, не имеют право на голосование? Считаете ли вы, что насилие над человеком это нормально и необходимо применять насилие к людям без суда? Считаете ли вы, что некоторых людей нельзя считать людьми? Считаете ли вы, что есть такие люди, которые неисправимые и плохие от рождения или хороши уже от рождения в силу того, что принадлежат к определенному социальному слою или мировоззрению? Разделяете ли вы людей по сортам, в зависимости от ваших предпочтений? Если да, то у вас существует элемент рабского мировосприятия.

Часто ли вы думаете о том, что ваша жизнь могла бы сложиться более счастливой, если вы небыли бы обязаны исполнять приказы других людей, повиноваться чужой воле? Мечтаете ли вы о свободе, об отпуске, о том, чтобы наконец то заняться своим любимым делом, а не работать на скучной работе? Есть ли у вас возможность выбора того, что есть, что пить, возможность свободно передвигаться, куда вы хотите? Зависите ли вы от кого либо финансово, или вам возможно необходимо делать выплаты, от которых вы не можете отказаться? Возможно вы кого-то или чего-то сильно боитесь, делаете дела с оглядкой на другого человека? Если да, то у вас существует элемент рабского мировосприятия.

В обществе людей всегда существует иерархия, даже в семье кто-то старше, кто-то младше, но это совсем не значит, что члены семьи находятся в рабском положении друг ко другу, потому, что там присутствует важный элемент отношений — любовь, доброта и забота друг о друге. В рабском же положении у людей друг ко другу нет любви, нет заботы о другом человеке, а существует отношение к людям, как к вещам, существует насилие, ненависть, унижение и использование человека.

Для того, чтобы не было рабства в обществе необходимо создавать общество по семейному типу, где все друг о друге заботятся, любят и находятся в добрых отношениях. 

Добавить комментарий