Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

 

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Лицевой летописный свод

«В лето 6875 князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву камену и начата делати безпрестани».

Лицевой летописный свод.

Белый камень с давних времен в качестве строительного материала употреблялся на Руси. Он хорошо поддавался обработке был красив и прочен. По санному пути в течение зимы возили в Москву белый камень из мячковских подмосковных каменоломен. Весной приступили к сооружению белокаменных стен Кремля и построили за лето. С того времени Москва стала называться белокаменной, как в дошедшей до наших ней пословице: «Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая». 

Московский Кремль при Дмитрии Донском. А. Васнецов

Cлово о житии великого князя Дмитрия Ивановича Донского

«И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою — великое княжение, по данной ему благодати от Бога, чести и славы, еще млад был он возростом, но духовных держался дел, пустых бесед не творил, и срамных слов не любил, и злонравных человек отвращался, а с благими всегда беседовал. И Священное Писание всегда с умилением он слушал, о церквах Божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом всегда совершенен был. Ратным же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами чудесно оградил.» 



Виктор Маторин «Дмитрий Донской», фрагмент картины.Благоверный князь видел свой народ светом мира, по слову Святого Евангелия: «Вы — свет мира. » (Мф 5:14), а Москву светлым градом, который не может укрыться на верху горы и светит всем, и где прославляется Отец Небесный: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф 5:14)

Соборная площадь. Книжная миниатюра, 1672—1673 годы.

Белый цвет является символом Божественного света.

В церковных облачениях белый цвет одевают в те праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света.

Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Ее осенит Божественная благодать и Она станет Матерью Бога.

Рождество Христово. В этот величайший для всего человечества день в мир явился Спаситель.

Богоявление. При Крещении Христа разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и на Него сошел Святой Дух в виде голубя.

Преображение. Когда Спаситель явился ученикам на горе Фавор, они не могли смотреть на своего Учителя – так сиял исходящий от Него Божественный свет.

Вознесение Господне на небеса. Этот праздник означает обожествление человеческой природы Христа, когда Его тело перестает быть видимым для человеческого глаза.

Светлое Христово Воскресение. В начале Пасхального Богослужения. В память о таком событии: из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя воссиял Божественный свет.

1842, дагеротип Леребура.

И было много храмов благолепных в граде Москве, и все прославляли Господа. Позже Московский Кремль был перестроен из красного кирпича, а стены его стали белить белилами, как делают и в некоторых других православных храмах и монастырях. 

В. В. Верещагин «Вид Московского Кремля» 1879

В двадцатом веке, стены кремля перестали белить и стали подкрашивать красной краской.

Фотография 1866 года.

1880 год, картины английской школы живописи.

1797, Жерар Делабарт.
А. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке.
1850, Йозеф Андреас Вейс.
Фото 1856, подготовка к коронации Александра II.

Добавить комментарий