Душегрея – душу греет

Душегрея – верхняя, утепленная нарядная деталь праздничной одежды.
Известным центром, в котором в XIX в. изготавливались душегреи, было с. Городец Нижегородской губернии.»

«Коротены» (полушубочки или душегреи) были сравнительно поздним видом праздничной крестьянской одежды. В XVII-XVIII веках их носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. Позже они вошли в наряд зажиточных крестьянок, а в последней четверти XIX — начале XX века использовались только в свадебной одежде богатых невест.

Душегрея («коротена») на лямках была собрана сзади в сборки — трубчатые складки; полы и края её обшивались позументом — «гасом». С такой душегреей надевали рубаху с кисейными («травчатыми») рукавами.

Коротена — сшита из мишурной парчи с растительным узором из цветочных бутонов. Застежка в виде металлических петель и крючков. Распахивающиеся спереди части и верхняя часть спины украшены широким позументом. Подкладка из хлопчатобумажной ткани с мелким узором.»

Душегрея — надевалась поверх сарафана и рубахи, и как и сарафан держалась на лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивались лямки. Шили Д. из дорогих узорчатых тканей, украшали по краям декоративной каймой.

Кроме душегреи на легкой подкладке, на Севере и в центральных губерниях России к костюму из шелковых тканей могла быть надета и другая душегрея на лямках — короткая, стеганная на вате или кудели. Она имела много местных названий, которые часто совпадали с душегреей на легкой подкладке — «епонечка», «боры», «перо», «перышки» и др. Эта же стеганая была короче, прикрывала только грудь и талию. Стеганная на вате душегрея приобретала упругость. Она не прилегала к фигуре, а топорщилась, создавая свой объем вокруг верхней части сарафана. По покрою эта стеганая душегрея имела некоторое отличие от другой. Полы распашные были также прямыми, а сзади все было собрано в вертикальные складки — валики, заложенные вместе с ватой. Они образовывали своеобразный веер, расходящийся внизу.
Выполнялась такая душегрея из штофа, парчи, бархата и отделывалась золотной бахромой и галуном. В наиболее дорогом костюме такая душегрея украшалась золотной вышивкой. Орнамент был устойчив по композиции и основным мотивам. Спереди на прямых полах почти всегда изображались два вазона с раскидистыми букетами. Между ними по валикам размещались гирлянды, тянущиеся кверху. Букеты и гирлянды, сохраняя основную структуру орнаментального строя, меняются в деталях. Так, в розетках цветов вместо гладких, острых или округлых появляются лепестки с выемкой, и тогда ромашки превращаются в гвоздику. На одних букетах в вазонах ярче выступают цветы, на других — гроздья винограда, на третьих — в первую очередь бросается в глаза сложное переплетение гибких побегов и т.д. То же самое происходит с фактурой. То она гладкая, монотонная, и живость узору придают удлиненные золотые стежки. То рядом с блестящей поверхностью мотивов появляется матовая, и узор приобретает уже иной декоративный эффект. Там, где фон густо заполнен вышивкой, цветовая и светотеневая игра узора сложнее и во многом зависит от освещения, при котором плотно уложенные стежки металлических нитей то приглушены, то зажигаются ярким блеском.

По кругу мотивов и характеру технических приемов выполнения узора наиболее вероятными центрами производства таких золотошвейных душегрей можно считать Тверскую, Костромскую, Нижегородскую губернии. Нужно отметить, что орнамент золотной вышивки на душегреях сочетал в себе черты декоративного искусства XVII века и нового времени.

Букеты, близкие по орнаментальному строю к традиционным древнерусским «разметным травам» (симметричному узору цветов с длинными побегами ветвей и равномерно размещенными цветами и листья), вырастают из двуручных ваз античного вида, являвшихся отличительным признаком декоративного искусства второй половины XVIII — начала XIX века. Вместе с тем откровенная народная условность сочетается здесь с логикой строения реального растения. Все подчинено строгой схеме с точно найденным ритмом форм и линий.

С такой коротенькой стеганой душегреей особенно сложным и великолепным был костюм невесты из богатой семьи. Так, например, красочно представил его М. А. Синозерский при описании свадьбы в Новгородской губернии в первой половине XIX века. Он пишет, что подруги одевали и наряжали невесту к венцу: расчесывали волосы и заплетали в косу алую ленту, надевали на голову поднизь, то есть ленту или косынку, унизанную жемчугом и завязанную под основанием косы наподобие банта, прикрепляли к волосам «подвески», то есть трехрогий или пятирогий головной убор, унизанный жемчугом, а затем украшали голову цветами. В уши вдевали жемчужные серьги, вынизанные в виде банта или бабочки.

Закончив с украшением головы невесты, девушки занимались нарядом ее самой. Надевали кисейную мелкотравчатую (в мелкий узор) рубашку с вырезанным воротом, а поверх рубашки красный штофный сарафан, или «ферязь» , обшитый кругом по подолу серебряным или золотым «гасом» (галуном) с золотой бахромой. Спереди были пришиты в два ряда, сверху донизу, серебряные пуговицы, соединенные между собою серебряными шнурками. Сарафан опоясывался широким шелковым поясом с кистями. Поверх сарафана надевали короткую парчовую ватную душегрейку с борами сзади. Душегрея без рукавов закрывала только грудь и талию невесты. Плечи невесты подруги закрывали тюлевой косынкой, концы которой спереди спускали на душегрею и ферязь. Обнаженную шею и грудь невесты украшали жемчужным ожерельем и цепочкой. Ноги обували в касторовые голубого цвета чулки и вышитые золотом туфли. Такой роскошный костюм был, безусловно, редкостью не только в деревняx, но и в провинциальных городах. Однако он бытовал и свидетельствовал о таланте народных мастеров и изысканном вкусе русских женщин .

Душегреей также могли называть подобную коротёне одежду, но более теплую, с рукавами.

Добавить комментарий